Apple признала, что изменение курсовой стоимости рубля стало одним из факторов, негативно повлиявших на рост выручки компании в IV квартале 2014 года. Об этом в ходе конференц-звонка заявил финансовый директор Apple Лука Маэстри.
Выручка Apple за предпраздничный квартал побила исторический рекорд, увеличившись почти на 30% до $74,6 млрд. Однако, по словам Маэстри, показатель мог быть на 4% выше при стабильных курсах валют. Наибольшее влияние за отчетный квартал на выручку Apple оказали курсы российского рубля и японской иены, а также ряда других валют, включая австралийский доллар. На долю рынков за пределами США пришлось в отчетном квартале около 65% выручки Apple.
«Как вы знаете, мы предпочитаем устанавливать цены на локальных рынках во время запуска новых продуктов. Так мы обычно поступаем. Однако когда курсы валют меняются так сильно, как, например, в России, иногда нам приходится предпринимать действия в середине продуктового цикла», — сказал Маэстри.
Стремительное ослабление рубля в прошлом квартале дало Apple повод дважды поднять рекомендованные розничные цены на свои устройства в России. В ноябре 2014 года стоимость iPhone, iPad и Mac выросла примерно на 25%, а в декабре — еще в среднем на 30%. В отдельные моменты стоимость смартфонов в РФ была выгоднее, чем в Европе, и практически приближалась к ценам в США.
Финансовый директор Apple пояснил, что корпорация старается заключать контракты на срок от 3 до 12 месяцев, и пересматривать рекомендованные цены предпочитает по истечению срока этих контрактов, либо на этапе вывода на рынок новых продуктов. Но в исключительных случаях, когда курсы валют меняются сильно, приходится пересматривать цены чаще. На ряде рынков подобные риски Apple старается страховать (хеджировать), но не везде затраты на такую страховку оправдывают себя с экономической точки зрения.
Apple удалось частично сгладить последствия валютных скачков, однако I квартал 2014 года не сулит ей ничего хорошего с точки зрения волатильности курсов валют. Приведёт ли это к новым повышениям рекомендованных цен, пока сказать сложно. В Купертино предпочитает занять наблюдательную позицию, и без крайней необходимости не повышать цены.
В то же время, Маэстри добавил, что продажи iPhone за квартал оказались очень успешными не только в США, но и в Бразилии, России, Индии и Китае. Всего за три месяца Apple продала 74,5 млн iPhone, причем темно-серый iPhone 6 Plus стал миллиардным iOS-устройством, поставленным на рынок.