Приход Apple в автомобильный бизнес будет успешным и станет настоящим потрясением для индустрии. Он ознаменует конец власти нефти, убежден финансовый аналитик, директор по инвестициям Investment Management Associates Виталий Каценельсон.
У корпорации, выпускающей компьютеры, смартфоны, планшеты и часы, высочайший уровень доверия среди потребителей, что практически гарантирует успех почти любому продукту, за который она возьмется. Когда в 2019 году Apple выпустит собственный автомобиль, компания тут же отхватит огромный сегмент автомобильного рынка – в том числе из-за имеющегося к ней доверия. В результате потребность в бензине резко сократится, и нефтедобывающим странам, которые не успеют переориентировать свою экономику, может грозить разорение.
***
К тому моменту, как моя младшая дочь Миа Сара, которой скоро исполнится два года, научится водить, автомобили с двигателями внутреннего сгорания, скорее всего, превратятся в музейные экспонаты, как в свое время Ford Model T. Я понял это, посетив магазин Tesla и полюбовавшись силовым агрегатом электрокара, который похож на скейтборд и состоит, по сути, из плоского куска металла, где находится батарея, четырех колес и электрического двигателя размером с большой арбуз. Вот и все: в автомобиле Tesla всего 18 движимых частей, тогда как у машины с двигателем внутреннего сгорания их количество доходит до сотен, если не тысяч. Забавно то, что в этих автомобилях даже электроники больше, чем в Tesla.
Еще одна интересная особенность электромобилей – то, что они, по сути своей, почти не отличаются от смартфонов. Цены на смартфоны значительно снизились с годами, потому что их компоненты стали повсеместными и коммерческими. За исключением шин, почти все элементы машин с двигателями внутреннего сгорания у разных фирм уникальны и не взаимозаменяемы. Таким образом, возможность автоматизации автомобильной индустрии очень ограничена. А вот простота электромобилей и приход в индустрию, помимо Tesla, также и Apple, скорее всего, приведет к постепенному снижению цен.
Подумайте: всего восемь лет назад миру был презентован iPhone. Никто тогда и подумать не мог, что смартфоны позволят создать сервис Uber, из-за которого без работы окажутся таксисты по всему миру. А последствия расширения рынка электромобилей будут еще более масштабными. Apple не перегружена стереотипами, которые засели в мозгу традиционных производителей автомобилей, а потому сможет создать нечто принципиально новое и поразить потребителей по всему миру.
Бензин можно делать только из нефти, а вот источники электричества куда более разнообразны: природный газ, уголь, атом, ветер, вода, нефть (и это еще не весь список). 70% нефти уходит на автомобили и грузовики. Представьте, что будет, когда в ней отпадет нужда – в США могут даже забыть, как произносится название «Саудовская Аравия», а Ближний Восток изменится навсегда. В таких странах, как Австралия, Канада, Россия и Норвегия, экономики которых сильно зависят от экспорта сырья, курсы валют опустятся до уровней, не виданных со времен финансового кризиса.
Возможно, Apple не сможет презентовать свой автомобиль уже в 2019 году, но приход компании в автомобильный бизнес будет успешным и станет настоящим потрясением для индустрии.
P.S. На этой неделе президент РФ Владимир Путин признал, что низкие цены на нефть являются главным фактором нестабильности в российской экономике. «Они (санкции) вредят, конечно, но они не являются главной причиной снижения темпов роста российской экономики или других проблем, связанных с инфляцией. Для нас главная причина – это, конечно, снижение цен на мировых рынках на наши традиционные товары экспорта, на нефть, от нее и газ, некоторые другие товары. Это главное», – сказал Путин в интервью в преддверии выступления на Генассамблее ООН.