Россия может стать одной из стран, в которых Apple в первую очередь запустит стриминговый музыкальный сервис. Об этом стало известно изданию «Ведомости», ссылающегося на источники в нескольких международных и российских звукозаписывающих компаниях. Apple намерена объявить о международном старте своего нового проекта в июне: если это произойдет, то заработает сервис в июне-июле этого года. Россия включена в планы запуска первой волны, утверждает сотрудник крупной западной компании. Источник в другой международной компании знает, что сначала Apple запустит в России свой сервис iTunes Radio – это может произойти в конце мая – начале июня.
Никаких точных дат, впрочем, представители Apple не сообщали. Но некоторые российские музыкальные лейблы получили от калифорнийской компании письма с просьбой расширить цифровые права на музыкальные произведения и к обычным скачиваниям музыки добавить стриминг, говорит сотрудник одной из таких компаний.
Первый и самый известный музыкальный стриминговый сервис – Spotify, запущенный шведом Даниэлем Эком еще в 2008 году. Spotify должен был заработать в России в I квартале этого года – компания даже наняла директора местного офиса. Однако из-за наложенных на Россию санкций Spotify отказалась от запуска.
Apple – крупнейший в мире участник легального рынка цифровой музыки, но компания пока продает музыкальные треки и альбомы только через магазин iTunes, собственного стримингового сервиса у нее нет. Но во всем мире продажи отдельных треков и альбомов падают: по данным Международной федерации звукозаписывающей индустрии (IFPI), в 2014 году они снизились на 8%. Тогда как выручка стриминговых сервисов, напротив, выросла на 39% по сравнению с 2013 годом. В I квартале этого года стриминговые сервисы впервые в истории превзошли по выручке традиционные скачивания.
В прошлом году Apple приобрела за $3 млрд компанию Beats, у которой есть собственный стриминговый сервис Beats Music. В феврале этого года появились слухи, что Apple вот-вот запустит на базе Beats Music свой сервис. Причем в него будут встроены элементы социальной сети, что позволит артистам напрямую общаться с пользователями.
Apple рассматривает российский рынок контента как перспективный. Тем более что здесь не смог запуститься ее главный конкурент в сегменте стриминга – Spotify. Правда, в России работают и другие стриминговые сервисы – «Яндекс.Музыка» (в веб-версии можно слушать бесплатно за просмотр рекламы, в мобильной – за подписку), Zvooq, Google Play Music, Deezer и др.
Эксперты считают, что вряд ли запуск сервиса Apple что-то радикально изменит в России с точки зрения развития платного стриминга. Однако может подстегнуть продажи легальной музыки через iTunes.