Роскомнадзор не может проверить Google, Facebook, Apple и другие иностранные компании на соответствие закону о хранении персональных данных россиян на территории России, признали в ведомстве. Однако, как сообщают «Ведомости», это не значит, что компании могут не исполнять требования закона о хранении данных в России. «Скорее всего мы будем получать на этот счет жалобы от дотошных пользователей и задавать соответствующие вопросы компаниям», – заявил представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский
«У Facebook нет офиса в России, а офис Google выполняет исключительно маркетинговые функции. То есть мы не можем физически провести обычные проверочные мероприятия в отношении компаний, которые юридически не присутствуют в России, — к примеру, выемку документов», — пояснил Ампелонский.
Роскомнадзор может обратиться с вопросами по поводу закона к зарубежными компаниям из-за жалоб пользователей. Неназванный консультант одной из крупных интернет-компаний в России сказал, что любой сервис может быть заблокирован для российских пользователей в том случае, если суд решит, что он не выполняет требования закона. По его мнению, Роскомнадзор в состоянии добиться такого решения.
Ампелонский напомнил, что ведомство планирует проверить крупные онлайн-площадки не раньше 2016 года. В первую очередь Роскомнадзор будет проверять банки, страховые компании, онлайн-ритейлеров, а также сервисы бронирования гостиниц, так как эти сервисы хранят много чувствительной информации — паспортные данные, записи о денежных переводах и так далее.
Закон о хранении персональных данных вступил в силу 1 сентября 2015 года. Он обязывает все компании, которые ведут свою деятельность (в том числе, маркетинговую) на территории России хранить персональные данные россиян в российских дата-центрах.
Ряд зарубежных компаний, однако, как не занимались, так и не занимаются, а возможно, и не планируют заниматься локализацией персональных данных россиян. К их числу, например, можно отнести Google, Facebook и Apple. Первая, несмотря на неоднократные встречи с руководством Роскомнадзора, все еще думает, как будет соблюдать закон. Facebook один раз обсудила с Роскомнадзором этот вопрос в конце августа, однако о результатах встречи ни ведомство, ни компания рассказать не пожелали. В Apple отказались прокомментировать ситуацию.