Наверное, самая трудная для руководителя участь — стать преемником великого лидера. Ведь выше его головы уже не прыгнешь, верно? Выиграть в этой ситуации почти невозможно, а потерять можно все. Пытаться ли подражать тому стилю руководства, благодаря которому столь преуспел ваш предшественник? Скорее всего, сравнение окажется не в вашу пользу. Все поменять и выработать свой собственный стиль? Но так можно разрушить налаженный, хорошо действующий механизм.
Три года назад Тим Кук столкнулся с подобным вызовом. И эти три года длился переходный период без существенных премьер, но 9 сентября он объявил о намерении освоить новую категорию — умные часы. О выходе на рынок Apple Watch Тим Кук возвестил той знаменитой фразой, которую Стив Джобс имел обыкновение повторять в конце каждой речи: «И еще одна вещь…» Так вот, что бы мы ни думали о новых часах, сами эти слова вызывают некоторое беспокойство, пишет Harvard Business Review.
Часы от Apple внушают мне, как и многим другим людям, смешанные чувства. Дизайн безупречен, и о том, чтобы пользователь получал максимальное удовлетворение, компания тоже позаботилась. Некоторые функции часов просто уникальны — например, небывалые формы общения и взаимопонимания между людьми, которые будут их носить. Вы одним прикосновением пальца можете передать партнеру ритм своего сердцебиения.
Но являются ли новые часы очередным примером того, как Apple с некоторым опозданием выходит на новый рынок и предлагает собственную интерпретацию уже освоенного продукта, переосмысливая его возможности? В этом я отнюдь не убежден. На этот раз компания повела себя не столь решительно. Данная категория товаров не пересматривается радикально, и отличия Apple Watch от уже имеющихся на рынке (Moto от Motorola, SmartWatch от Sony и Gear от Samsung) не столь поразительны. Некоторые наблюдатели говорят даже о продолжающейся в компании тенденции к плагиату (подобно тому, как увеличенный экран нового iPhone 6 появился под влиянием смартфона от Samsung). Кое-кто думает, что Apple лишилась былой магии.
Но даже с такими оговорками Apple Watch может выбиться в победители. Успех в конечном счете определяется пользователями (и отчасти разработчиками приложений).
Больше беспокоит сама интонация прошедшего мероприятия: каким предстало новое руководство компании. Это было похоже на ремейк знакомого фильма: формат, заданный Стивом Джобсом, тот же сценарий, те же цвета и подсветка, тот же ритм и тот же контент, практически те же лица и голоса, те же эпитеты, восхваляющие возможности нового продукта, та же «еще одна вещь» и те же музыканты (группа U2) под занавес. Порой худощавая фигура Тима Кука даже внешне казалась схожей с силуэтом Джобса.
Apple всегда проявляла тягу к искусству, а потому я позволю себе прибегнуть к аналогии из художественного мира: мне показалось, будто руководство Apple вошло в период маньеризма. В XVI веке после великой революции мастеров Ренессанса — Леонардо, Рафаэля и Микеланджело — многим художникам казалось уже невозможным открыть новые пути, и они принялись копировать и раздувать стиль своих учителей. Их манера рисовать была более вычурной по сравнению с естественной гармонией гениев Возрождения — и гораздо менее свободной. Иными словами, антураж недавней презентации показался преувеличением классического стиля Стива Джобса.
И это опасно для Apple: если Кук все-таки решил следовать уже отработанному рецепту лидерства. Разумеется, любая компания нуждается в стабильности, в ритуалах, в определенных способах воздавать честь самой себе. Однако нуждается она и в обновлении, реновации — не только потому, что меняется формат рынков и конкуренции, но и потому, что сотрудникам, в особенности молодым и недавно пришедшим новичкам, нужна новая миссия. Им требуются собственные ритуалы, стиль, к которому они приложат руку: самостоятельные действия открывают новые источники энергии и укрепляют уверенность в будущем. Как показали различные исследования инноваций и стратегии, самый опасный конкурент успешной организации находится не снаружи, а внутри нее. У нынешней Apple самый грозный соперник — это компания Стива Джобса.
Для Кука и личный, и профессиональный риск заключается в том, что, подражая Джобсу, он никогда с ним не сравнится. Однажды, оглянувшись на эти годы, он подумает: я все делал правильно, но так и не смог стать лучшим. Разумеется, на стиль Кука оказывает сильное влияние его многолетняя близость к Стиву. И, конечно же, эмоции, благодарность и привязанность играют свою роль. Но все люди разные. Будет ли собственный стиль Кука благоприятен для компании и поможет ли он ей достичь новых высот? Заранее не скажешь. Но он должен предоставить себе и Apple такой шанс.
Хотелось бы верить, что теперь, когда Кук доказал свое умение следовать примеру Стива, он обретет свободу и начнет действовать на свой лад.