Руководство Федеральной таможенной службы РФ (ФТС) одобрило инициативу российской Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) по вскрытию иностранных посылок. Эта мера позволит выявлять контрафактную продукцию, присылаемую из-за рубежа.
АКИТ (объединяет крупных российских ритейлеров, включая Ozon, Lamoda, Media Markt, re:Store, “220 Вольт”, “М.Видео”, “Связной”, “Спортмастер”, “Эльдорадо”, “Юлмарт”) будет договариваться с Федеральной таможенной службой (ФТС) о том, чтобы не менее 5% посылок из-за рубежа вскрывали и проверяли на предмет контрафакта. В настоящее время ФТС проверяет посылки с помощью рентгеновского аппарата. Если у сотрудника есть подозрение, что в посылке есть что-то запрещённое (наркотики или что-то еще), то отправление могут вскрыть в присутствии понятых.
«Мы поддерживаем эту инициативу. Но я уже говорил о том, что нам бы не хотелось, чтобы нас обвиняли в излишнем чиновничьем рвении по этому поводу. Поэтому 5% или 25% — сложно сказать. Но такая контрольная цифра нас пока, наверное, устраивает», – заявил глава ведомства Андрей Бельянинов. Он подчеркнул, что 5% — это приемлемая цифра. Главе ведомства не хотелось бы, чтобы ФТС обвинили в «излишнем чиновничьем рвении по этому поводу».
18 января предложение вскрывать как минимум пять процентов всех присылаемых из-за рубежа посылок поступило от АКИТ. Президент АКИТ Алексей Фёдоров пояснил, что эти меры необходимы для выявления контрафактной продукции.
«Потребитель не должен быть наказан: он мог не знать, что покупает подделку. В таком случае вызывается представитель производителя на экспертизу, и, если определена подделка, вещь конфискуется и уничтожается. А дальше потребитель разбирается с продавшей ему товар организацией», — объяснил инициативу АКИТ Фёдоров. Если продавец находится не в российской юрисдикции, организация планирует добиваться его наказания в соответствии с местными и международными правилами.
Многие российские интернет-магазины не одобряют это предложение. Глава eBay в России считает, что такая инициатива приведёт к дополнительной нагрузке на таможню и росту стоимости услуг для покупателей. По его словам, площадки сами могут бороться с контрафактом — в частности, на eBay после жалоб на поддельную продукцию аккаунт продавца блокируется, а деньги на его депозите сгорают.