На заседании 14 июля Общественная палата обсудит возможность создания в России специального агентства по борьбе со спамом в мобильных мессенджерах, таких как WhatsApp и Viber. На заседании будет обсуждаться возможность внесения изменений в правила оказания услуг телефонной связи для запрета мобильного спама и «очистки» мобильных телефонных номеров.
Как заявил Денис Калугин, участник проекта «Перспектива», запущенного Общественной палатой для поддержки инициатив, организация предлагает создать специальное агентство, которое позволит «синхронизировать усилия участников рынка и регуляторов по «очистке» истории телефонных номеров и привязок этих номеров к любым действующим базам данных рекламных и информационных рассылок».
Как отмечает Kommersant, необходимость в «очистке» телефонного номера возникает, когда после определенного периода отсутствия активности привязанной к нему SIM-карты операторы продают номер новому абоненту. При этом если предыдущий владелец номера указал его при оформлении кредита вместе с согласием использовать персональные данные, а впоследствии не вернул деньги, то банк может продолжать отправлять напоминания новому владельцу номера, который не давал такого согласия.
По задумке авторов, агентство будет помогать обратившимся абонентам отказаться от получения любых сообщений рекламного характера – не только SMS, но также и сообщений, получаемых через интернет-мессенджеры.
В настоящее время действие российского законодательства о рекламе и связи не распространяется на данные программы, так как они находятся под юрисдикцией других стран. По мнению Калугина, для ликвидации «волны рекламного трафика» в мессенджерах российским операторам достаточно блокировать массовые рассылки с иностранных номеров.
Мобильные операторы пока что не поддерживают инициативу и ссылаются на необходимость ее изучения. Так, в МТС отметили, что операторы не могут блокировать рассылки в мессенджерах технически, поскольку не видят содержание сообщений. «Появление нового звена в связке абонент-оператор может затруднить и увеличить срок решения проблем, их эффективнее и оперативнее решать напрямую», – заявил представитель МТС Дмитрий Солодовников.
Пресс-секретарь «МегаФона» Алия Бекетова полагает, что для исправления ситуации в мессенджерах необходимо определиться с нормативным понятием таких сервисов и ввести для них правила работы. «Во всех популярных мессенджерах уже есть возможность внести номер в собственный спам-лист. Это даже проще, чем обращение в какой-либо регулирующий орган», – сказала Бекетова.
В то же время PR-менеджер Viber Елена Грачева отметила, что основное количество спама в сервисе распространяется с российских номеров. «Важно, чтобы спам в мессенджерах запретили на законодательном уровне, что повысит эффективность борьбы с ним», – считает Грачева.