Менее чем за три месяца, с 29 сентября по 21 декабря 2014 года, телефоны в России подорожали примерно на 6%. Это следует из отчета «Яндекса», основанного на данных сервиса «Яндекс.Маркет».
При этом цены на телефоны самых популярных по количеству просмотров на «Яндекс.Маркете» брендов выросли значительно сильнее. iPhone подорожали примерно на 22%, смартфоны Samsung — чуть более чем на 15%, Sony — примерно на 14%, Nokia — более чем на 12%. При составлении отчета «Яндекс» рассматривал только модели разных брендов, попадающие в топ-500, в подавляющем большинстве случаев это смартфоны.
Данные «Яндекс.Маркета» о том, какими телефонами больше всего интересуются российские пользователи интернет-магазинов, коррелируют со статистикой продаж смартфонов МТС. В III квартале 2014 года первое место по продажам в России в натуральном выражении заняли смартфоны Samsung (20% всего рынка смартфонов), второе — Nokia (10,5%), третье – Apple (8,7), четвертое – Sony (6,1%).
Но интерес интернет-пользователей к телефонным брендам и статистика продаж совпадают не полностью, отмечают Vedomosti. Например, четвертое место по количеству запросов на «Яндекс.Маркете» занимает Lenovo, выступающая на рынке смартфонов как нишевый бренд (B-бренд). В то же время, по данным МТС, Lenovo не входит в первую пятерку поставщиков смартфонов в Россию. В III квартале 2014 г. она заняла в штуках 5,3% рынка.
Сотовые ритейлеры не согласны с данными «Яндекс.Маркета». В целом с момента начала роста курса валют цены на телефоны и смартфоны как ведущих мировых производителей, так и B-брендов увеличились на 15-20%, говорят в «Связном». Выделилась лишь Apple, стоимость устройств которой выросла с осени на 35%. В большинстве своем производители не торопятся значительно повышать цены. При этом увеличение цен на B-бренды менее ощутимо. При цене устройства, например, 2000 руб. повышение на 20% увеличивает ее только на 400 руб.
«Евросеть» тоже считает, что рейтинг по ценообразованию от «Яндекс.Маркета» не может быть релевантным — на торговой площадке работает огромное число нелегальных игроков, выставляющих цены хаотично, уверен директор департамента закупок «Евросети» Алексей Широков. В целом цены на легальном рынке за последние месяцы выросли на 10-60%, наибольшим спросом пользуются Samsung, Fly и Apple, заявил он. Отсутствие брендов второй линии в исследовании «Яндекс.Маркета» объясняется тем, что покупатель в онлайне чаще выбирает модели A-брендов, считает Широков. A-бренды обладают историей и сложившейся репутацией, покупатель выбирает их часто эмоционально, их продажи превалируют в онлайне, объясняет Широков. В офлайне же люди часто выбирают B-бренды, так как покупателю хочется их протестировать, проверить их функциональные возможности.